Назад к списку

Неделя 3-я Великого поста

«За кого вы меня почитаете», – спросил Мессия учеников Своих. – «Ты Христос, Сын Бога Живаго», – от лица всех апостолов ответил Петр. И «с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет». 

Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой». Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. «Отойди от Меня, сатана, – сказал Петру Христос, – ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане.Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной», сказал Христос.«Возьми крест», – что это значит? «Крест» говорит ап. Павел, «есть распятие плоти со страстями и похотями». 

Не подумайте, дорогие, что ап. Павел имеет здесь в виду только услаждения и плотские страсти. Он пишет коринфянам: «Поскольку у вас распри, вы еще плотские», живете по плоти. «Откуда у вас распри и вражды, – вопрошает ап. Иаков, – не от вожделений ли ваших, воюющих в плоти?» И стремящийся к первенству, и одержимый жаждой наживы, и одержимый гордостью и тщеславием, и напоказ совершающий добродетели – все это люди плотские, ходящие по плоти. Итак, «распять плоть со страстями и похотями» означает: живи, и внутренне и внешне, по Богу – будь бездействен на все, что неугодно Богу.Крест Христов – это свидетель любви Божией к человеку. Крест Христов есть и упразднение греха.«Кто хочет идти за Мной – говорит Христос, – прежде всего «отвергнись себя», и лишь тогда будешь в силах «взять крест свой и следовать за Мной». 

 Следовать Христу означает – жить по Евангелию, проявляя всякую добродетель и благочестие, и прежде всего добродетель любви к Богу и к человеку. Желающий следовать Христу должен отвергнуть себя: изгнать из своего характера и привычек, из мысли и чувства, все, что удаляет тебя от Христа и уже должен не щадить себя, а если призовет время, должен быть готовым и на смерть ради истины Христова учения.К работе над собой зовет и обязывает нас Крест Христов. Мы знаем по опыту, как трудна бывает работа над самим собой. И знаем, что без этого упорного труда над собой человек всегда будет «медью звенящей», его жизнь будет протекать вне Христа, и останется он человеком плотским, возможно – обрамленным узором церковной традиции. 

К такому христианину обращено ныне слово Спасителя: «отойди от Меня, лукавнующий ум, ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Аминь. 

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). 

Телефон
Тел.: +7-904-064-01-18
тел./факс: (83136) 662-34
Адрес
606091, Россия, Нижегородская область, пос. Фролищи, Свято-Успенская Флорищева пустынь
Email
© Свято-Успенская Флорищева Пустынь, 2024